Mitsubishi Lancer 9. SWS system

- Сейчас исправим! - уверенно сказал электрик, взял паяльник и начал что-то делать под капотом автомобиля. Потом разогнулся и удовлетворенно произнес: - Ну вот, сейчас все будет работать,- и повернул ключ зажигания. 
Сначала зажглись противотуманные фары. За ними включились фары ближнего света. Потом ярко вспыхнул дальний свет. Непринужденно замахали щетки стеклоочистителей. Игриво замелькали поворотники. Потом что-то щелкнуло и все одновременно погасло. Занавес. Больше ничего не работало. 

Вот так со стороны клиент увидел ремонт своего автомобиля в том автосервисе, куда приехал ремонтироваться с простой, как ему казалось, проблемой: «не работали фары ближнего-дальнего, не включались габариты, ну и другие мелочи». На фото эта машина «как есть» из предыдущего автосервиса. 


Беглый осмотр подкапотного пространства вызвал удивление: «Зачем было разбирать и что-то паять-подпаивать во Front ECU?». 

Нет, направление поиска («в принципе и в общем») выбрано правильное, но «паять-подпаивать»? Смысл? Могу только предположить, что во время предыдущего осмотра подкапотного пространства кто-то случайно оперся на этот блок или на что-то около него, дальше по божественному совпадению что-то вдруг заработало и было принято решение искать неисправность внутри блока Front ECU. Только этим могу объяснить вмешательство грубого русского паяльника в изящную японскую электронику. 


Давайте начнем танцевать по-русски – «от печки». Говорят, что только дурак попрется по неизведанной дороге, а умный предварительно изучит её. Что мы имеем на данном автомобиле в связи в заявленной неисправностью? 

По словам клиента: «не работали фары ближнего-дальнего, не включались габариты, ну и другие мелочи». Уже горячо. И надо включить мозги и вспомнить, что на этом автомобиле за весь этот клубок отвечает блок под названием Front ECU. 

Для чего он и чем управляет (традиционно и основное): 
· ближний свет фар 
· дальний свет фар 
· подфарники 
· омыватель фар и мотор омывателя 
· мотор дворников 
Остальные приходящие-уходящие «плюсы-минусы» не перечисляю, пока не суть. 

Если этот блок – Front ECU приподнять, немного вытащить со своего места, то можно удивиться малому количеству имеющихся контактов: «Столько много потребителей – и столько мало проводов». Ну да, вы тоже догадались – здесь используется мультиплексная система SWS. Если кто не в курсе вопроса, пару слов. 

У нас есть «потребители»: фары ближнего и дальнего света, поворотники, подфарники, стеклоочистители и прочая нагрузка общим числом… ну, например, 10 «потребителей». Теперь прикинем, сколько проводов, реле надо вести и завязывать на каждый потребитель. Сколько получается? Грубо: «Около двадцати». Много. Как уменьшить и упростить? А таким образом: «передавать несколько разных сигналов по одной шине (проводу)». Что выигрываем? Самое главное – надежность передачи данных. А это безопасность. Все остальные плюсы системы мультиплексной передачи данных вторичны. Позволю себе воспользоваться учебными материалами из открытого доступа. Вот узкая схема: 


А вот расширенная схема, чтобы иметь общее понятие (традиционно): 


Шина SWS или LIN – это малоскоростная шина по сравнению с CAN, что вполне оправдано: посмотрите на оконечные потребители и сами поймете, что первично, что вторично и почему малоскоростная шина SWS отвечает за управление только таких потребителей. В автомобилях Mitsubishi применяются шины всех трёх классов. 
· Класс-А – малое быстродействие (< 10 Кбит/с), для несложной диагностики, передачи общего назначения 
· Класс-В – среднее быстродействие (10-125 Кбит/с), для передачи основного количества некритических и недиагностических данных. 
· Класс-С – высокое быстродействие (от 125 Кбит/с до 1 Мбит/с и более), для систем реального времени связанных с безопасностью, например управление фазами газораспределения двигателя, подачей топлива, в дополнение к диагностике назначения. 


Но это все теория. А как искать неисправность? Можно воспользоваться рекомендуемой инструкцией и использовать сканер. 


Потом на мониторе посмотреть сигнал: 

 


После этого открыть мануалы, ознакомиться со схемой, расположением жгутов и прочей нужной информацией - какие сигналы приходят-уходят, где располагается Front ECU, как пролегает жгут и так далее: 

Можно так поступить? Можно. Но почему бы не поинтересоваться у клиента ближайшей историей его автомобиля? Тем более, при первичном осмотре было кое-что подмечено. 
- Машина была битая? 
- Ну да, была … 
Это очень хорошо. Это подтверждение и указание к направлению поисков: «В первую очередь посмотреть за колесом». Вот так, «просто и тупо». На верхнем скрине показано расположение жгутов. Схематично. А теперь вживую: 


Почему сразу начал искать неисправность именно в подкрылке? Нет, не потому, что я волшебник. Просто учусь у коллег. Читаю форумы. Иногда звоню Дмитрию Юрьевичу (ник mek), а спать ложусь далеко за 12 ночи. И все это помогает быть в тонусе и «на острие». Посмотрите на фото, на полу лежит изумительный приборчик под названием Fault Finder: 


Если кто-то его еще не приобрел – бегите в магазин. 
Комплект FF310 предназначен для обнаружения и локализации мест обрыва и короткого замыкания в электрических цепях автомобиля. В состав комплекта FF310 входят миниатюрный передатчик и приёмник. Передатчик подключается к неисправной электрической цепи и генерирует высокочастотный сигнал. Приёмник с гибким зондом используется для локализации мест обрывов или короткого замыкания. Это достигается посредством перемещения зонда вдоль жгута проводов. Приёмник идентифицирует тип неисправности (обрыв или короткое замыкание), что отображается световым и звуковым индикаторами. 
Универсальность конструкции позволяет использовать прибор на любых автомобилях и мотоциклах с бортовым напряжением от 6 до 24 Вольт. Без каких-либо ограничений прибор также может использоваться и на перспективных автомобилях с напряжением бортовой сети 42 Вольта. 
Комплект поставляется в удобном пластиковом кейсе, в который, помимо упомянутых позиций также входит специальный пробник-прокалыватель и набор разъёмов для подключения передатчика к гнёздам предохранителей различного типа.
 

А на видео показан поиск неисправности. Если прислушаться, то можно услышать работу прибора – как он сигнализирует об обрыве цепи. Посмотрите видео, там все хорошо показано и все понятно: 


Да, недавно случившаяся авария с повреждением левого переднего крыла сыграла свою роль – провод был перебит. На его восстановление ушло какое-то время. Обратите внимание на фиолетовый провод: его уже кто-то пытался ремонтировать, но видно сделали кое-как. 


Когда говорю с клиентами – а делаю это всегда, обязательно, это как зубы утром почистить, то всегда интересуюсь и стараюсь досконально выяснить историю жизни автомобиля клиента. И нет в этом никакого моего «ноу-хау», админ форума Легиона еще в 90-х годах прошлого века говорил в своих статьях: «Упёрто выяснять, как и чем жил этот автомобиль до попадания в ремонт». Ведь это кладезь нужной для ремонта информации! Только тут надо строго отсеивать ненужное и цепляться за мелочи – как в этом случае. При осмотре заметил потертости и неровности на левом переднем крыле автомобиля. Царапина или удар? Оказалось, что «небольшая авария». А в этом месте – знаю из своей практики ремонта, проходит важный электрический жгут. Как он? Каково его состояние? Так что «никакого волшебства» тут нет, просто внимательность. 
Ну а дальше, после восстановления, обязательная проверка восстановленного: «есть контакт?». 


А потом сдача своей работы клиенту. 
- Давайте смотреть! - радостно сказал клиенту и повернул ключ зажигания. 
Тут клиент посмотрел на меня, а я на него – ничегошеньки не работало. А я аж вспотел, честное слово. Да не может быть! Еще раз все перепроверил – да нет, чудес не бывает! В чем тогда причина? 
В такие моменты мозг работает как мощный компьютер. Тут же вспомнил, с чего начиналась эта история – как некто копался во Front ECU. Оглянулся. Рядом стоял такой же Лансер. Снять с него такой же блок было делом нескольких минут. Поставил. Снова проверяю: 
- Ну вот, теперь все работает! 
И чтобы продемонстрировать клиенту, что моя работа сделана качественно и я ничего не испортил, не замкнул – возвращаю этот же блок на родное место: если бы что-то напортачил, то блок мог выйти из строя. 
- Работает? Работает. Как видите, ремонт окончен, причина выяснена, вывод единственный: привозите такой же блок, поставим и все будет работать. 
P.S. Так и оказалось: после замены блока все стало работать штатно. 


Кудрявцев М.Е. 
© Легион-Автодата
Оригинал статьи на  сайте "autodata.ru"