Mitsubishi Pajero IV. Неисправность Super Select (SS4-II)

 

 

 

Машинка достаточно свежая, выпуска 2008 года. Есть проблемы с блоком управления раздаточной коробкой, там стоит супер-селект 4 второго поколения. Это уже электронное управление. Проблема такая: клиент собрался эту машину продавать. Подшаманил. Навёл красоту полировальными тряпочками. Стал продавать, но покупатели шарахаются: "Ты чего продаёшь? Вон у тебя на панели какая-то ошибка горит!". Задолбала ошибка. Значок неисправности


раздаточной коробки (оранжевый прямоугольник). Горит и горит. Что делать?
Естественно, "здравствуй, автосервис!". Поехал. Там посмотрели и сказали:
- Бла-бла-бла …надо чистить актюатор … дуть-мыть … работы тысяч на пятнадцать …

Клиенту цена показалось ну уж слишком неадекватной. Через знакомых-перезнакомых попал ко мне. Нормальный такой клиент. В технике что-то разбирается. Не надоедливый. Только спросил:
- Посмотрим неисправность? Не могу продать машину, все клиенты самоотшиваются.

Почему не посмотреть. Посмотрел. Покопался. И говорю:
- У вас проблема не в актюаторе.

На лице клиента удивление и недоверие одновременно. Но и складки облегчения появились: "…уже хорошо. Уже не 15 тысяч за ремонт". Но интересуется в силу своей грамотности:
- А почему не актюатор?
- Я провел полную диагностику системы управления SS4-II, проверил при помощи вакуумного насоса, работу актюатора полуоси - работает. Все концевики, там их 5 штук - работают. И сами посмотрите: висит ошибка "обрыв цепи клапанов управления правой полуосью". Тут либо клапана в обрыве, либо провода в обрыве. Ну и нельзя забывать про блок управления раздаткой. Чаще всего, конечно, это вакуумные клапана.
- Блок управления не при чём,- уверенно заявил клиент, и веско добавил,- я много читал об этом. Такой неисправности практически не бывает.
- Всё правильно - "почти не бывает". Но у меня есть такие подозрения.

Клиент ухмыльнулся, мол, "меня на мякине не проведёшь. Я грамотный и начитанный!". Но мне это без разницы. Мне главное понять неисправность. А когда поймёшь, тогда и ремонт пойдёт как по маслу.

Переключающие клапана везде одинаковые…скорее всего причина в них … проверяю …фигня какая-то …

Удивляюсь. Подаю питание - работают, отщёлкивают. Что тогда? Тогда либо проводка, либо блок управления. Он имеет такой алгоритм проверки: измеряет сопротивление, в данном случае меряет ток потребления этими клапанами и, если показания выходит за положенные значения - либо больше или меньше, он просто отключает питание. Защита такая.

Клиента уже нет, уехал. Звоню ему, объясняю свои мысли. В ответ слышу: "Не вешай мне лапшу на уши! Блок управления в этой машине вечный!".

Честно скажу: сколько уже отремонтировал подобных авто, не один десяток с этим супер-селектом, но никогда сам не менял блок управления. Не ломались. Клиент по-своему прав. И настаивает:
- Мне профессионально всё объяснили и заверили, что проблема точно в клапанах, блок управления вечный!
- Не вопрос,- отвечаю ему,- покупайте клапана, я их поставлю и разбежимся.

Почему я подумал на блок управления. Открываем схему:


Есть два соленоида, А и В. Это соленоиды клапана. На них приходит постоянный "плюс" на контакт 2. На контакт 1 должен приходить "минус" и клапана срабатывают. "Минус" управляющий.

В данном случае блок управления замеряет прохождение тока, меряет полную цепь. И если ток маленький, то БУ отключает цепь и зажигает ошибку.

Взял прибор и померил. Что получилось: клапан имеет сопротивление порядка 40 Ом. 40 и 40 - получается около 20 Ом (соединение параллельное). Грубим значения по температуре окружающего воздуха, добавляем погрешности, вот и получается "около 20 Ом". Напряжение 12 вольт. Это в районе 600 мА (грубим ещё на 150-200 мА на разные погрешности и получаем около 500 мА). У меня сопротивление удовлетворяет показателям. Клапана в норме. На что тогда грешить? Правильно, остаётся блок управления!


Опять звоню клиенту. Объясняю ситуацию. Клиент не верит, несколько раз спрашивает: "-Точно блок управления? Точно?".
Такие вопросы надоели и я в запале говорю:
- Ставлю свою репутацию на кон! Если это не блок управления, то я тогда увольняюсь! Тупым не место в авторемонте!
Клиент тоже вошёл в раж и заявляет в ответ:
- Если не так - я скину машину в карьер около вашего автосервиса, оболью бензином и сожгу нахрен!
Вот и договорились … поговорили как взрослые.

Дальше звоню своему знакомому в авторазборку. Между прочим, они меня всегда выручают и даже подкидывают клинические случаи авторемонта. Рекомендую: http://autolans.ru/
В ответ слышу знакомое:
- Миша, а ты точно уверен? Эти блоки практически вечные, они никогда из строя не выходят. Точно уверен?

Задолбали. Внутри прыгает подленькая мыслишка, а что если неправ, то … ну да, действительно буду увольняться. Слово привык держать. Представляете накал страстей этого ремонта?

Проверяю себя ещё раз. Снова всё тщательно измеряю. Вместо блока управления ставлю амперметр. Ток соответствует. Ну да, значит БУ неправильно интерпретирует показания.

Звоню знакомому электронщику. Спрашиваю, может ли он отремонтировать этот блок управления. В ответ слышу знакомое:
- А ты точно уверен, что причина в нём? Эти блоки я ещё ни разу не ремонтировал, эти блоки практически вечные …
Опять двадцать пять! Задолбали! А знакомый продолжает:
- Эти блоки нет смысла чинить, они на авторазборках стоят копейки.

Что правда, то правда. И потянул же меня чёрт побиться об заклад! Ставки очень высоки. Поэтому успокаиваюсь, и потом снова всё тщательным образом проверяю, буквально ползком, оглядываясь, по четверти шага всех проверок. Нет, всё правильно - причина в блоке управления. Мои выводы правильные. Но если будет "вдруг" … если я неправ … а что, тогда "тупым не место в автосервисе". Слово держать надо. Мужик же.

Клиент привозит блок. Отдаёт. Сам устраивается в сторонке и начинает внимательно наблюдать. Защёлкиваю разъёмы. Включаю зажигание. Смотрю на панель приборов…

Полная победа. Неисправность устранена. Аплодисменты, Занавес )) !


Кудрявцев М.Е. 
© Легион-Автодата